Подпишись!

Подпишитесь на наш блог о типичных граблях
в сфере IT и узнайте, как избежать проблем

У нас тормозит 1С!!!

Сегодня статья у нас будет не слишком добрая, зато, надеемся, полезная. Поговорим на довольно-таки злободневную тему - не слишком скорострельную систему 1С.

У нас есть свой негласный рейтинг проблем, которые озвучивают пользователи. Проблема "у нас тормозит 1С" безусловно входит в тройку лидеров, вместе с "у меня с компьютером что-то не то" и "я забыл(а) пароль". С паролем разобраться довольно просто, да и с компьютером, с "которым что-то не то" - тоже. А вот с 1С-кой почти всегда приходится повозиться.

Типичная ситуация - за функционирование 1С, как учетной системы, отвечают специалисты 1С, а за функционирование сети, компьютеров, серверов - системные администраторы. Пользователи 1С, чаще всего бухгалтерия, объявляют о проблеме - "у нас медленно работает 1С!".

И начинаются "качели": 1С-ники говорят, что у них все хорошо, проблема в сервере, а сисадмины говорят, что с сервером все хорошо, и проблема в 1С-ке. Бухгалтерия, а иногда и руководство организации оказываются в заложниках ситуации, и с нарастающим раздражением наблюдают за перекидыванием мяча от 1С-ников к сисадминам и обратно.

Ситуация, после продолжительных баталий, чертыханий, и прочих атрибутов недовольства, заканчивается тем, что планируется покупать новый, более мощный сервер.

Мы не рекомендуем этого делать сразу, поскольку сначала надо разобраться, а действительно ли ресурсов сервера недостаточно? В корпоративной информационной системе, как и в живом организме, одинаково проявляющиеся симптомы могут быть следствием совершенно разных причин.

Приведем список организационных и технических рекомендаций, исходя из нашего опыта.

 

  1. Самая важная рекомендация лицам, принимающим решения - если сисадмины и 1С-ники устроили те самые "качели", нет конструктивного диалога, время уходит впустую, ждать изменения ситуации не стоит. Стоит сэкономить время и нервы, и провести независимый ИТ-аудит.

 

  1. Рекомендация вниманию бухгалтеров. Один год - одна база. Не стоит в одной базе работать 3 года и более. Кроме того, что база будет все медленнее работать, бывают ситуации, что наступает переломный момент, и база вообще перестает работать. Связано с техническими ограничениями системы на размер файла.

 

  1. Еще одна рекомендация лицам, принимающим решения. Есть вероятность, что и бухгалтерия, и внедренцы, будут активно сопротивляться предыдущей рекомендации, поскольку это - дополнительная работа. Чтобы в этой ситуации принималось правильное решение, заметим, что подход "один год - одна база" не только положительно сказывается на скорости работы базы, а полезно еще и во многих организационных вопросах.

 

  1. Максимально использовать штатные возможности 1С-конфигураций. В идеале - вообще ничего не дописывать, только обновлять. Дело в том, что при написании всевозможных обработок, переписывании отчетов и конфигураций разработчики довольно часто не задумываются о таком понятии, как "эффективность", и пишут код, откровенно говоря, как попало. Результат - очень высокие вычислительные затраты на его выполнение, и результат - "у нас тормозит 1С". А это всего лишь отчет на сервере считается 2 часа, вместо 2-х минут.

 

  1. Мониторинг, причем постоянный, вычислительных ресурсов сервера. Этим должен заниматься системный администратор. Отслеживать, на что тратятся ресурсы сервера, и что является или в ближайшем будущем может являться "бутылочным горлышком" в системе. Самые частые проблемы - нехватка оперативной памяти и неэффективная конфигурация дисковой системы.

 

  1. Если уже прямо сейчас работать невозможно, вот список рекомендаций, которые стоит сделать системному администратору:
  • Убрать с сервера все остальные задачи, оставить на нем только 1С;
  • Разместить базы 1С на SSD диске;
  • Если 1С работает в режиме "тонкого клиента", рекомендуем перевести пользователей в режим "толстого клиента". Как минимум тех, кто испытывает наибольшие проблемы.

 

Это были основные и типовые рекомендации, остальное зависит от конкретных ситуаций. Мы готовы принять участие в их разборе - свяжитесь с нами и мы подключимся. Запросы можно отправить на электронную почту, в форму обратной связи, либо позвонив нам по телефону.

А мы затронем еще несколько полезных вопросов для пользователей 1С.

 

  • Не нужно гнаться за самыми последними версиями системы 1С. Жестокая статистика показывает, что с каждой новой версией 1С тормозит все сильнее. За 10 лет нашей практики других случаев не было. Поэтому, пока есть возможность, не переходите на более новые версии.
  • До последнего момента избегайте внесения изменений в конфигурацию. Если есть альтернативные варианты - используйте их. В базовых конфигурациях 1С уже сделано такое количество функционала, что с его помощью можно решать если не 100, то 95% задач.
  • Если все же избежать изменений не удается, то делать их рекомендуем небольшими этапами, и после каждого этапа необходимо проверять, все ли нормально в системе? Все ли необходимые отчеты работают и делают это с приемлемой скоростью? Если нет, останавливайте работы, и требуйте от внедренцев решения проблемы. Если ее не решить, когда она только проявилась, потом потеряете много времени, денег и нервов.
  • Рекомендуем не забывать о стоимости владения и о результативности. Не факт, что 1С - единственный инструмент, с помощью которого можно решить вашу бизнес-задачу.

 

 

 

GLOS IT

07.06.2018

 

< Назад